Ваш город: г. Москва

Создаем корпоративный портал организации с Web2.0 возможностями (Часть 1)

Корпоративный портал (КП) - это программное обеспечение, предоставляющее сотрудникам компании, клиентам и простым пользователям доступ к различной информации из внутренних и внешних сетей с целью организации производственной деятельности, в соответствии с имеющимся уровнем прав.

Получить дополнительное конкурентное преимущество в наше время необходимо чтобы иной раз просто выжить бизнесу. Его можно достичь несколькими способами: повышая эффективность управления или оптимизируя ключевые бизнес-процессы. Оптимизация системы управления и оперативного руководства компанией в кризисный период может позволить сократить персонал без ущерба для основной деятельности, повысить скорость реализации управленческих решений в компании, повысить качество управленческих решений, производства продукции и реализации услуг.

Средством решения этих проблем может стать такой программный инструмент как корпоративный портал.

Что такое корпоративный портал?

Корпоративный портал (КП) - это программное обеспечение, предоставляющее сотрудникам компании, клиентам и простым пользователям доступ к различной информации из внутренних и внешних сетей с целью организации производственной деятельности, в соответствии с имеющимся уровнем прав. Корпоративный портал, как правило, предоставляет возможности внутренних коммуникаций и интеграции сторонних приложений.

В интернете есть свое понятие «портал». Под ним подразумевается очень большой по содержанию и функциональности проект. Основное отличие корпоративного портала от интернет-портала состоит в том что:

  • доступ к корпоративному порталу в полном объеме, как правило, ограничен только сотрудниками компании;
  • КП имеет функции, нетипичные для Web-сайтов, но необходимые для функционирования компании.

Основная функция портала - создание и поддержка единой интегрированной информационной среды компании. Перечислим детально эти функции:

  1. Обеспечение безопасного, персонализированного доступ к данным (с рабочего места, удаленно, и с мобильных устройств);
  2. Обеспечение единой точки аутентификации сотрудника для доступа ко всем приложениям и ресурсам компании;
  3. Хранение данных, управление ими (сбор, поиск, систематизация.);
  4. Управление потоками информации внутри системы и потоками, поступающими из-вне;
  5. Управление бизнес процессами (например, система подачи заявки на ремонт оборудования) и их автоматизация;
  6. Совместная работа сотрудников в рамках постоянных и/или временных групп;
  7. Создание корпоративных сообществ по интересам или задачам;
  8. Организация внутрикорпоративных коммуникаций (мессенджер, форумы, блоги, комментарии);
  9. Обеспечение "обратной связи" в социальном плане между руководством и сотрудниками.

Нас сегодня интересует корпоративный портал как образец применения технологий Web 2.0 в корпоративном ПО.

Web 2.0 в корпоративном портале

Основное отличие Web 2.0 от обычного интернета – принцип привлечения пользователей к наполнению проектов контентом. Иными словами, контент проекта создается самими пользователями. Несмотря на то, что термин пришел из Интернета, технологии Web 2.0 чрезвычайно актуальны для корпоративных порталов.

Технологии Web 2.0, которые применяются в корпоративных порталах:

  • Социализация: социальные сети, блоги и форумы, сообщества по различным тематикам (коммьюнити). В случае с КП – это, как правило, производственные коммьюнити. Но совершенно не исключаются, а чаще всего только приветствуются сообщества непроизводственные, которые сплачивают коллектив.
  • Web-службы. Программы, доступ к которым осуществляется через Интернет.
  • AJAX. Подход к построению пользовательских интерфейсов Web-приложений, при котором Web-страница, не перезагружаясь, асинхронно загружает нужные пользователю данные.
  • RSS и другие протоколы. Одновременное распространение информации на различные страницы проектов.
  • Web mash-up. Сервис, который полностью или частично использует в качестве источников информации другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность для работы.
  • Теги. Своего рода метки, которые присваиваются объекту, чтобы определить его место среди других объектов.
  • Сервис вики. Сервис, который позволяет создавать контент коллективными усилиями.

Теперь посмотрим, как эти технологии реализованы в корпоративном портале от компании "1С-Битрикс". Это решение – фактически готовое решение. В отличие от другого известного продукта этой компании – "1С-Битрикс: Управление сайтом" – "1С-Битрикс: Корпоративный портал" практически не требует работ по его кастомизации.

Технологии Web.2.0 в "1С-Битрикс: Корпоративный портал"

Рассмотрим технологии в том же порядке, в котором они перечислены.

Социализация

Персональные блоги и всеобщие форумы – давно отлично зарекомендовавшая себя технология интернета, без каких либо изменений переместившаяся в корпоративные порталы. Естественно, что в "1С-Битрикс: Корпоративный портал" эти сервисы общения тоже присутствуют, причем в нескольких видах.

Во-первых, это общие форумы, блоги компании. Общение в рамках этих сервисов ограничивается только доступом в сам корпоративный портал. То есть, если вы сотрудник компании, то можете высказываться и общаться столько, сколько вам позволяет интерес и рабочее время.

Вторым уровнем использования блогов, форумов и фотогалерей можно назвать индивидуальные страницы каждого сотрудника. Индивидуальная страница сотрудника в "1С-Битрикс: Корпоративный портал" - это подобие личного сайта, где сотрудник может не просто вести личный блог, форум, фотогалерею, календарь, работать с задачами, хранить личные файлы, но и управлять доступом к этой личной информации. Личная страница – настраиваемая, где сотрудник может отключить какие-то возможности или изменить настройки по умолчанию.

Битрикс Корпоративныйпортал

Третий уровень – это коллективная работа в рамках рабочих групп. Рабочая группа – это такая маленькая социальная сеть, которая охватывает сотрудников (и не только сотрудников компании) в единую группу для выполнения какой-либо задачи (или по интересам).

Коллективная работа в рамках рабочей группы возможна не только среди сотрудников компании. Если используется редакция "1С-Битрикс: Корпоративный портал. Экстранет", то создание рабочих групп возможно и с привлечением участников со стороны, из Интернета. Это очень удобно если нужно обеспечивать контакты по каким-либо видам деятельности с теми, кто не работает непосредственно в вашей организации.

Битрикс Корпоративныйпортал

Рабочая группа в рамках корпоративного портала обладает разной степенью доступности. Ее можно сделать открытой или закрытой, видимой или не видимой, можно назначить разное количество модераторов. Различна и иерархия членов группы. Все это дает широкие возможности для организации работы в составе группы. Вступление в группы сотрудников зависит от статуса группы.

Функциональность рабочей группы – этой соцсети в рамках корпоративного портала – достаточна для комфортной и полноценной работы любого количества участников с любыми потребностями:

  • Блоги группы;
  • Форумы группы;
  • Календарь событий группы;
  • Задачи группы;
  • Файловое хранилище.

Рабочую группу можно настроить под потребности задач, для которых она создавалась: отключить часть функционала, изменить степень доступности.

Кроме индивидуальной страницы каждый сотрудник может создать и индивидуальное представление корпоративного портала на специальной странице Мой портал в том смысле, что Главную страницу портала формирует администратор портала, но и сотрудник может задать на странице Мой портал свой набор гаджетов, которые ему удобны, и начинать ежедневную работу с порталом именно с этой страницы.

Как и в любой другой социальной сети есть функция списка друзей, когда пользователю можно устанавливать доверительные отношения с некоторыми из сотрудников компании. Но если вдруг руководство компании посчитает, что не должно быть особых, доверительных отношений между сотрудниками, то всегда есть возможность отключить "друзей" в настройках модуля "Социальная сеть".

Корпоративныйпортал

Общая настройка функционала социальной сети осуществляется в настройках модуля Социальная сеть. В настройках этого модуля можно задать:

  • Разрешение или запрет на определенные функции для личных страниц пользователей;
  • Установить исходные настройки для страниц пользователей;
  • Разрешение или запрет на определенные функции для Рабочих групп;
  • Установить исходные настройки для Рабочих групп.

К сервисам общим для всей компании надо отнести и многопользовательскую фотогалерею, в которой каждый из сотрудников компании сможет публиковать свои фото на всеобщее обозрение. Администратор же может формировать одну, общую галерею на основе либо собственных предпочтений, либо наиболее популярных фотографий, либо новых, только что поступивших.

В конце разговора о социализации в рамках корпоративного портала хочется упомянуть возможности интерактивного общения сотрудников между собой. Как правило, под таким общением понимается корпоративный чат или мессенджер. Свой менеджер мгновенных сообщений есть и в "1С-Битрикс: Корпоративный портал", но отдельно хочется отметить такую возможность онлайн общения, как видеоконференции, доступные в последней версии программы.

И хотя такие функции не относятся в полной мере к Web 2.0, отметить такую особенную возможность просто необходимо, особенно, если учесть, что на портале имеется возможность создавать свой видеоархив.

Веб-службы

Видеоконференции и видео звонки в "1С-Битрикс: Корпоративный портал" осуществляются с компьютеров пользователей через веб-клиента. Веб-клиент работает с видеосервером, установленным на другом
компьютере в локальной сети. Видео, как сервис, получает все большее распространение в Интернете, и для корпоративных порталов эта функция стала уже почти что обязательной функцией.

AJAX

Многие страницы корпоративного портала работают в режиме AJAX. Это означает, что страница обновляет свои данные без перезагрузки. И хотя корпоративный портал, как правило, размещается на локальных серверах, скорость загрузки страницы имеет значение.

RSS

Корпоративный портал может быть отключен от интернета. Тем не менее, это не означает полную изоляцию. Сотрудники компании - пользователи корпоративного портала могут получать новости с нужных сайтов по протоколу RSS. Для этого предусмотрен импорт новостей на ряде страниц портала.

Битрикс Корпоративныйпортал

Mash up

В "1С-Битрикс: Корпоративный портал" эта технология представлена в основном в виде гаджетов, которые могут быть настроены на самые разные источники. Самый простой – это сервис Яндекс-Погода, когда в нужном месте личной настраиваемой страницы пользователя можно выводить сведения о погоде в любой точке земного шара.

Более сложным и функциональным является гаджет 1С, который позволяет получать данные из программного комплекса "1С:Бухгалтерия" с самыми разными видами отчетов о текущем состоянии дел. Работник бухгалтерии может настроить гаджет на нужный ему вид отчетов и иметь информацию о прохождении средств в режиме онлайн.

Битрикс Корпоративныйпортал

Самым большим по возможностям подключения сторонних сервисов является гаджет Google, который позволяет подключать обширные возможности служб этого интернет-гиганта, начиная от той же погоды и заканчивая онлайн-переводчиками или Википедией. Все эти гаджеты можно использовать на странице Мой портал, где сотрудник реализует свое личное представление портала.

Теги

Возможности тегов широко применяются в рамках "1С-Битрикс: Корпоративный портал", как в рамках традиционного их применения (блоги, фотогалереи и так далее), так и в Рабочих группах. Специальный компонент "Облако тегов" облегчает поиск информации по введенным меткам.

Вики

Вики-модуля в явном виде на данный момент в "1С-Битрикс: Корпоративный портал" нет. Связано это с большим объемом работ по созданию самого программного продукта и существованием доставшимся в наследство от "1С-Битрикс: Управление сайтом" компонентом Часто Задаваемые Вопросы, который позволяет выводить нужную информацию в вики-подобном виде. Впрочем, компания не отказывается от сервиса вики-модуля как направления дальнейшего развития своего продукта.

Резюме

Технологии, развившиеся в "большом" Интернете приходят теперь в "малую" Сеть: Интранет. И приходятся там к месту. По крайней мере в секторе программных продуктов для корпоративных портальных сетей.

Роберт Басыров

Все права защищены. По вопросам использования статьи обращайтесь к администраторам сайта

Вы можете оставить комментарий:

Хотите обсудить вопрос по Вашей задаче?

Введите интересующую информацию и наш менеджер Вам ответит